Проводится для идентификации личности по голосу и звучащей речи, а также с целью установления признаков монтажа и других изменений, внесенных в процессе записи или после ее окончания.
Очень часто к фоноскопическому исследованию прибегают, когда возникают ситуации, связанные с вымогательством, коррупцией, шантажом. Специалист изучает следы, отражённые в видео- и звукозаписях.
За последние годы средства регистрации изображения и звука благодаря их надежности, миниатюрности и простоте фиксации аудиовизуальной информации нашли широкое применение в быту, на предприятиях, учебных заведениях, в оперативно-розыскной, судебной и следственной деятельности.
Для следователей, судей, адвокатов записи изображения и (или) звука часто являются важным источником информации. С юридической точки зрения особенность анализа видео- и звуковой информации расследуемого происшествия, события, рассматриваемого спора состоит в том, что такое исследование позволяет установить и доказать многие факты, в том числе обстоятельства преступной деятельности, происходящие с глазу на глаз, без свидетелей.
Предметом фоноскопической экспертизы являются фактические данные, обстоятельства дела, устанавливаемые на основе специальных знаний в области исследований видеоизображения и звука, условий, средств, материалов, следов видео- и звукозаписей, а также технологий закрепления указанной видео- и звуковой информации.
В зависимости от роли носителя информации объекты фоноскопической экспертизы делятся на следующие виды: исследуемые объекты (ИФ, ИВ); сравнительные материалы (образцы) – СФ, СВ; прочие материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы, являются документами. Например, протоколы осмотра предметов - процессуальные документы, составляемые следователями с целью фиксации отличительных признаков изъятых (обнаруженных) вещественных доказательств (CD-дисков, флеш-карт и т.п.), предметов или реквизитов документов.
При производстве фоноскопических экспертиз недопустимо подменять текст дословного содержания фонограммы разговора, установленный профессионалом - экспертом, стенограммой разговора, содержащейся в протоколе осмотра предметов.
Задача экспертов состоит не в том, чтобы быстро расшифровать фонограмму, а в том, чтобы установить дословно (без каких-либо сокращений) содержание разговора, зафиксированного на представленной фонограмме, а значит, предоставить информацию, имеющую действительно доказательственное значение по делу.
Стенограммы разговоров, содержащиеся в протоколах осмотра предметов, составляются лицами, во-первых, не обладающими специальными знаниями для установления дословного содержания; во-вторых, не уполномоченными для решения данной экспертной задачи (они выполняют иную процессуальную роль); в-третьих, не располагающими необходимыми техническими и программными средствами для решения этой задачи.
Объектами исследования фоноскопической экспертизы являются видео- и звукозаписи, содержащие видео-, звуковую и иную информацию непосредственно о зафиксированном событии (в том числе о сопутствующих условиях и обстоятельствах записи) и об использованных технологиях и средствах фиксации события (в том числе носителях информации), в результате применения которых указанные видео- и звукозаписи были сформированы.
Многогранность комплекса привлекаемых специальных знаний из различных областей гуманитарных и точных наук (акустики, радиотехники, физики, математики, телевидения, видеозаписи, информатики, прикладной лингвистики, фонетики, социологии, психологии и др.) свидетельствует об особой сложности фоноскопической экспертизы, проводимой в большинстве случаев комиссией экспертов (акустиком и лингвистом), использовании ими различных методов исследования сложноорганизованных объектов.
Использование средств и методов, разработанных в различных науках для проведения экспертных исследований звукозаписей, позволило криминалистам создать комплексные методики, с помощью которых эксперты в состоянии решать целый комплекс задач данного рода экспертизы.
В рамках фоноскопической экспертизы могут решаться идентификационные, диагностические, классификационные и ситуационные задачи.
Идентификационная группа задач направлена на установление индивидуально-конкретного тождества:
- идентификация личности говорящего по голосу и звучащей речи;
- идентификация средств звукозаписи;
- идентификация источников звука.
Диагностическая группа направлена на установление природы объекта, его целевого назначения, области применения; свойств и состояния объекта, условий его возникновения, функционирования, изменения; механизма взаимодействия объектов, причины появления определенных последствий, результатов:
-установление дословного содержания исследуемых разговоров, в том числе с применением средств улучшения разборчивости речи (шумоочистки);
-установление признаков изменений видео- и звукозаписей, внесенных в процессе записи или после её окончания;
-установление степени подготовленности звучащей речи.
Классификационные задачи имеют целью установление характеристик (свойств) неизвестного или известного объекта для отнесения его к общепринятому классу. Цель таких исследований установить отношение объекта к определенной группе:
-установление фрагментов с записью звучащей речи;
-установление количества участников исследуемых разговоров;
-установление реплик дикторов с голосами мужской, женской, детской группы;
Ситуационные задачи непосредственно направлены на реконструкцию исследуемого события, ситуации, их внешней обстановки. Такой задачей является, например, установление того, где проводилась запись исследуемой фонограммы: в закрытом помещении, на открытом воздухе, в салоне автомобиля и т.д.
При производстве фоноскопических экспертиз также могут быть решены такие практические задачи, как улучшение характеристики аудио- и видеозаписей, в том числе с применением средств шумоочистки.